Консультации для родителей

03.06.2022

.
Как помочь молчунам.pdf (скачать) (посмотреть)

Развитие речи ребенка 3 - 4 лет. Особенности, норма и задержка.

06.06.2022

К трем годам разговорные навыки детей совершенствуются. Но у всех они разные: кто-то пытается рассуждать о предметах и явлениях, а кто-то еще пользуется мимикой, жестами и сокращает слова. Поэтому родители должны быть внимательны и не упустить задержку развития речи.

Особенности развития речи детей 3 – 4 лет

В 3 года детки знают от 800 до 1000 слов, любят общаться, вести диалог. Вот что делает ребенок 3 лет:

·      говорит полными словами, редко использует упрощенные варианты слов, звукоподражания;

·      на простом уровне рассуждает о вещах, явлениях;

·      обобщает — объединяет предметы в группы;

·      знает, что такое характеристики вещей и различает по ним;

·      устанавливает связь между предметами;

·      применяет союзы, глаголы с приставками.

Вот еще какие есть особенности развития речи детей 3 – 4 года: они недостаточно четко произносят звуки, хотя твердые и мягкие даются большинству. Без помощи родителей не смогут пересказать увиденный мультфильм или прочитанную сказку — не умеют выстраивать логически повествование.
У ребенка 3 лет встречаются ошибки: он неправильно использует падежные окончания, предлоги, образует множественное число существительного.

В возрасте 4 лет навыки выходят на более высокий уровень. Словарный запас увеличивается вдвое — до 2000 слов.

Вот особенности развития речи детей 3 – 4 года:

1.   Используют существительные и глаголы;

2.   Иногда употребляют наречия, местоимения, числительные;

3.   Знает притяжательные прилагательные (собачьи уши, лисий хвост);

4.   Правильно сочетают слова в предложениях;

5.   Отвечают развернутыми фразами из 3 – 4 слов;

6.   Придумывают новые слова — словотворчество;Хочу такой сайт

7.   Рифмуют слова по звучанию.

Ребенок 4 лет говорит понятнее и четче. Хотя в сложных словах может опускать или заменять слоги. Шипящие и сонорные звуки даются не всем.

Появляется чуткость и интерес к языку. В этом возрасте все детки «почемучки»: их интересует происхождение слов, кто их придумал, почему предметы называются именно так.

Еще одна особенность развития речи детей 3 – 4 года — они замечают, как говорят другие люди, понимают суть сюжетных картинок.

У каждого малыша свой темп формирования навыков, в том числе разговорных. Но есть понятие нормы, которому должно соответствовать большинство деток в 3 – 4 года. Назовем принятые параметры:

1.Знает, произносит свои данные (фамилию, имя, отчество);

2.Знает и говорит имена родителей, бабушек, дедушек, друзей;

3.Может описать, что увидел в мультике, на улице;

4.Сформировано образное мышление;

5.Говорит простыми фразами, прослеживается тенденция к овладению более сложными конструкциями;

6.Обобщает названия вещей по группам: посуда, игрушки, одежда, еда;

7.Понимает и находит признаки предметов;

8. Понимает и озвучивает действия;

9.Может непоследовательно пересказать сказку, историю;

10.Управляет силой голоса — говорит тихо, громко и шепотом.

 

Таковы особенности развития речи у детей 3 – 4 лет. О задержке говорят, если малыш даже не приблизился к овладению навыками. Если он у вас не по всем показателям соответствует норме, это не говорит о дефекте. Но внимание этому вопросу уделите.

Как определить задержку развития речи

Вы можете самостоятельно провести диагностику вербальных навыков своего ребенка 3 лет. Вот характерные черты, которые должны насторожить вас. Обратите на них внимание.
Как дитя говорит. Слишком быстро («захлебывается») или растягивает слова. Смазанно, неразборчиво или «глотает» окончания. Говорит обрывками из книжек или мультиков или повторяет сказанное взрослыми. Собственных фраз нет.
На предложения. Не применяет подлежащее, сказуемое и дополнения. Говорит отдельные слоги, сокращает слова. Целые слова не говорит.
На понимание обращения. Ребенок 4 лет не выполняет просьбы, элементарные команды.
На психоэмоциональный фон. Дети беспокойное, тревожное, у него повышено слюнотечение, даже в спокойном состоянии раскачивается из стороны в сторону.
На коммуникативные навыки. Малыш не играет с другими детьми, неправильно играет с игрушками. Например, вместо того чтобы накормить из тарелки куклу, он сажает ее в тарелку. Если по каким-то критериям вы узнали свою ситуацию, проконсультируйтесь с неврологом, логопедом.

      
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».