Речевое развитие девочек и мальчиков

28.01.2021

Разница в речевом развитии мальчиков и девочек, несомненно, есть: она статистически подтверждена и установлена исследователями разных стран.

Однако факт остается фактом — разница есть, но нет единого мнения, чему эту разницу приписать: особенностям развития мозга и организма того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания. Скорее всего, истина где-то посередине.

Уже с детского возраста девочки превосходят мальчиков в развитии речевых функций. К 2 годам словарный запас девочек свыше трехсот слов, у мальчиков такой словарный запас формируется в среднем на четыре месяца позднее (такое различия объясняются накоплением большого количества глаголов, местоимений и предлогов)

А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше. Таким образом, благодаря жизненному опыту, мы знаем, что девочки раньше начинают говорить: у них — в соответствующем возрасте — более четкое и правильное произношение, в речи раньше появляются предложения.

Но все это, никоим образом не значит, что мальчики глупее. Они непременно наверстают упущенное и догонят девочек, особенно если помогать им и всячески поощрять словесное выражение ими мыслей. Так, сложно переоценить роль скороговорок в развитии речи детей, всевозможных упражнений и, безусловно, книжек со сказками и стишками.

До семи лет девочки в интеллектуальном и речевом развитии опережают мальчиков (по данным Дружинина В.Н.)У девочек лучше развит вербальный интеллект и раньше формируется речь. У мальчиков более развиты особенности, связанные с пониманием пространственных соотношений, а именно математические и зрительно-пространственные способности.

Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают речь немного по-разному. Например, мальчики позже начинают распознавать эмоциональные оттенки. Нередко родители мальчиков жалуются, что сыновья никак не реагируют на их выговоры. Это происходит потому, что главная информация, которую несет родительский выговор – эмоциональная, а маленькие мальчики еще не умеют воспринимать эту составляющую речи. Для них выговор родителей совершенно не несет смысловой нагрузки, никакой: невозможно десять минут выслушивать, что он влез на подоконник! Он и так в курсе: он сам туда лез и знает, что влез! О чем разговаривать-то?

Девочки устроены иначе — для них как раз важны чувства и эмоции ругающего. Именно их они пытаются уловить, прислушиваясь к речи родителей.

В наше время быстро развивается направление, связывающее особенности развития речевой, познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциями полушарий головного мозга. У истоков этого направления стояли П. Брок, Р. Сперри. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. Они утверждают, что мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает иначе.

Рассмотрим это по подробнее…

eqvj7-wpfjY.jpg

Мозолистое тело представляет собой плотную группу нервных волокон, которая делит кору больших полушарий на правое и левое. Оно соединяет правую и левую половины, тем самым обеспечивая связь между полушариями. Данная структура передает моторную (двигательную), сенсорную и познавательную информацию между полушариями головного мозга.

Функции данного участка мозга довольно разнообразны и важны:

#Связь между полушариями головного мозга.

#Поддержание баланса между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга.

#Тактильное восприятие.

Мозолистое тело, которое соединяет левое и правое полушарие у мальчиков тоньше. Мальчикам сложнее сопоставить информацию, обрабатываемую левым и правым полушарием в отдельности т.к. левое и правое полушария избирательно включаются в мыслительные процессы. Мозолистое тело у мальчиков развивается до восьми с половиной лет, у девочек до семи.

Лобная доля головного мозга имеет большое значение для нашего сознания, а также такой функции, как разговорный язык. Она играет жизненно важную роль в памяти, внимании, мотивации и во множестве других повседневных задач.

Некоторые функции лобной доли включают в себя:

#Речь: зона Брока — область в лобной доле, которая помогает выразить словами мысли. Повреждение этой области влияет на способность говорить и понимать речь.

#Моторика: кора лобной доли помогает координировать произвольные движения, в том числе ходьбу и бег.

#Сравнение объектов: лобная доля помогает классифицировать объекты и сравнивать их.

#Формирование памяти: практически каждая область головного мозга играет важную роль в памяти, так что лобная доля не является уникальной, но она играет ключевую роль в формировании долгосрочных воспоминаний.

#Формирование личности: сложное взаимодействие импульсного управления, памяти и других задач помогает сформировать основные характеристики человека. Повреждение лобной доли может радикально изменить личность.

#Вознаграждение и мотивация: большинство дофамин- чувствительных нейронов мозга, находятся в лобной доле. Дофамин является химическим веществом мозга, которое помогает поддерживать чувство вознаграждения и мотивации.

Управление вниманием, в том числе селективным вниманием: когда лобные доли не могут управлять вниманием, то может развиться синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Лобные области мозга, отвечающие за контроль поведения и за планирование деятельности, развиваются у мальчиков также позднее. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.

Полушария головного мозга

zGT_GSyA4vU.jpg

Правое и левое полушарие мозга ответственны за регулирование высшей нервной деятельности, т.к. в них расположены отделы, которые отвечают за письмо, речь, слух, зрение.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление.

Основные функции:

  • Языковые способности, обеспечение контроля речи, возможности читать и писать, память (запоминание фактов, имен, дат и т.п., их написание), изучение иностранных языков.
  • Понимание слов (левое полушарие может понимать смысл сказанного только буквально).
  • Аналитическое мышление (распознание чисел и математических символов, логика, анализ фактов).
  • Последовательная обработка информации (левая гемисфера выполняет обработку получаемой информации поэтапно). Левой стороной рассматриваются все имеющиеся детали – она не видит картину в целом, в отличие от правой стороны, поэтому не способна собрать воедино полученную информацию.
  • Математические способности (левая сторона распознает символы, числа, для решения математических задач используется логический и аналитический подход, которые также обеспечиваются этой гемисферой).

Правое полушарие отвечает в большей степени за интуицию.

Основные функции:Хочу такой сайт

  • Обработка невербальной информации (символы, образы).
  • Пространственная ориентация. Гемисфера позволяет человеку ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать своё месторасположение, человек способен грамотно находить путь в нужное место, принимая во внимание различные факторы, создавать мозаичные изображения-головоломки.
  • Метафоры. Благодаря работе полушария люди могут правильно воспринимать метафоры, отгадывать загадки, распознавать результаты деятельности воображения другого человека. Если левое полушарие позволяет нам буквально понять и проанализировать смысл того, что было написано, то правая гемисфера применяет творческий подход. Например, если мы услышим такую метафору: «Простой, как валенок», то за счет работы полушария мы поймем то, что до нас хотели донести.
  • Музыкальность. Творчество. Способность восприятия музыкальных произведений и многое другое, связанное с музыкой и другим творчеством.
  • Воображение. Благодаря правой стороне мозга мы можем мечтать, воображать, фантазировать.
  • Эмоции.
  • Художественные способности. Рисовать, создавать скульптуры, заниматься дизайном и другим творчеством, связанным с изобразительным искусством.
  • Параллельная обработка информации. За счет работы правого полушария человек способен рассмотреть вопрос в целом, не применяя для этого аналитических способностей левой стороны мозга. Мы можем узнавать лица других людей, собирая характерные черты в единое целое.

Следовательно, девочки в семь лет в большей степени готовы к обучению, чем мальчики, у которых мозг «созревает» для полноценной учебы только к восьми годам. Это объясняется различиями в способах усвоения и переработки информации, путей формирования познавательных функций, темпах развития внимания; типов адаптивных реакций организма; типах эмоциональной активности при формировании позитивной и негативной оценки своих поступков и их качества результатов.

Основные различия организации мозга мальчиков и девочек заключаются в следующем:

1. Отличия проявляются на начальных этапах формирования центральной нервной системы. Уже при рождении девочки более развиты (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики позднее начинают ходить и разговаривать по сравнению с девочками. 

2. Скорость созревания мозга различна: у девочек правое полушарие созревает медленнее, у мальчиков медленнее созревает левое. Это объясняет лучшее речевое развитие девочек до 10 лет, а также их способность к более успешному решению логических заданий и запоминанию цифр.

3. Число нервных волокон соединяющих два полушария у девочек больше, чем у мальчиков. Выполнение нескольких дел для мальчиков в одно время затруднительно.

4. При обработке словесной информации девочки пользуются обоими полушариями, а мальчики преимущественно левым полушарием.

5. У мальчиков более активен передний мозг, его лобные структуры, это объясняет большую избирательность восприятия. Поэтому мальчики отличаются высокой поисковой активностью, творческим мышлением что, способствует самореализации. При этом требования к качеству, аккуратности и тщательности выполнения работы у них не велики.

6. Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется разной стратегией мышления, но результат почти совпадает.

7. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек детализированное.

8. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике), т.к. у них меньше развита пространственно-зрительная память.

9. Мальчики ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми.

10. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. В совместных занятиях, когда мальчик достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать.

11. Девочки одинаково хорошо левой и правой рукой опознают предмет на ощупь, а мальчики значительно успешнее это делаю левой рукой.

12. Существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Для девочек очень важным является, какое они произвели впечатление.

При усвоении родного языка у мальчиков в два раза чаще наблюдаются характерные расстройства в развитии языка и речи, например, темповые задержки речевого развития, которые характерны как при девиантном развитии речи, так и в норме.

Воспитывая детей разных полов, полезно понимать некоторые особенности, связанные с небольшими различиями в процессе развития речи. Например, отличаются преимущественные способы накопления словарного запаса. Девочки (в среднем) склонны словарный запас «расширять», а мальчики – «углублять». Для примера: девочки будут пытаться охватить тему «машина-автобус-колесо-гараж-ехать-водитель...», а мальчики – подробно и точно описать конкретное действие «машина-гараж-ехать-заехать-приехать-отъехать-подъехать...». Подобные «углубленные» описания зачастую бывают сложными, поэтому мальчики достаточно часто совершают речевые ошибки.

Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают речь немного по-разному. Например, мальчики позже начинают распознавать эмоциональные оттенки. Нередко родители мальчиков жалуются, что сыновья никак не реагируют на их выговоры. Это происходит потому, что главная информация, которую несет родительский выговор – эмоциональная, а маленькие мальчики еще не умеют воспринимать эту составляющую речи. Для них выговор родителей совершенно не несет смысловой нагрузки, никакой: невозможно десять минут выслушивать, что он влез на подоконник! Он и так в курсе: он сам туда лез и знает, что влез! О чем разговаривать-то?

Девочки устроены иначе - для них как раз важны чувства и эмоции ругающего. Именно их они пытаются уловить, прислушиваясь к речи родителей. Поэтому ругать мальчиков и девочек имеет смысл по-разному. Мальчиков надо ругать конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Внятно и не распыляясь, иначе на третьей минуте он «уйдет в себя», и вы будете наслаждаться монологом в пустом театре. Девочек можно ругать гораздо дольше, но – важно! – тихим и спокойным голосом. Излишняя ваша резкость и экспрессивность может произвести на девочку слишком тяжелое впечатление: она не услышит ничего «по смыслу», но при этом будет ощущать себя объектом плохого отношения и нелюбви.

В выражении эмоций тоже есть подобная разница, подкрепленная еще и стереотипами воспитания. Девочки чаще выражают эмоции словами и плачем. Мальчики – действиями, и нередко эти действия выглядят агрессивными: например, от большого огорчения мальчик может наброситься на маму с кулаками, порвать и разбросать по комнате неудавшийся рисунок, и тому подобное.

Есть разница и в восприятии информации мальчиками и девочками. Девочки воспринимают мнения и наставления окружающих, выраженные словесно. Именно поэтому у родителей складывается впечатление, что с девочками легче договориться. Мальчики, в основном, черпают информацию из поведения взрослых, и часто копируют это поведение. Особенно следует помнить об этом родителям, которые, например, не всегда переходят улицу на зеленый свет. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут. Увы, мы в этом не всегда преуспеваем.

В беседу мальчики и девочки тоже вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить на него конкретный ответ. Девочки, нередко, - просто чтобы установить контакт с собеседником.

Ко всем этим особенностям нужно, видимо, относиться способом «от обратного»: стараться их сгладить. Помогать ребенку там, где его пол «отстает», и не слишком «давить» на сильные стороны.

Источники:

1. http://logoped18.ru/logopedist/osobennosti-razvitiya-rechi-u-malchikov-i-devochek.php

Автор материала: Сергеева Лариса Александровна.

2. www.syl.ru/article/236123/new_mozolistoe-telo-golovnogo-mozga-funktsii SYL.ru: Автор Татьяна Волошко.

3. https://medicalinsider.ru/nevrologiya/lobnaya-dolya-funkcii-struktura-i-povrezhdenie/

4. https://vsepromozg.ru/stroenie/polushariya-golovnogo-mozga

Автор статьи Герасимов Сергей Викторович

5. https://scienceforum.ru/2014/article/2014000173

Авторы: Скидан В.В., Руднева О.С.

6. https://deti.mail.ru/article/razvitie-rechi-u-malchikov-i-devochek/

Автор: Лара Шпильберг

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».