«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
- Уставом МАДОУ «Теремок».
1.2. Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана:
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
· принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
· принцип научной обоснованности и практической применимости;
· принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
· принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной
деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
· построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей
дошкольников, используя разные формы работы с детьми.
2. Программно-целевые основания (УМК ООП ДО):
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений; количественные
характеристики разработаны с учетом инструктивно-методического письма «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузкой на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16, с учетом
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Учебный план ДОУ соответствует Уставу МАДОУ, ОП МАДОУ № 36
«Теремок».
Учебный план отражает образовательные области, виды образовательной
деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует
ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с
утвержденным муниципальным заданием.
Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на
проведение образовательной деятельности (далее - ОД), при этом данное
распределение не является жестко регламентированным и предусматривает
возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается 29
мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 12
часовое пребывание воспитанников.
В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности,
примерное количество воспитанников в 2025– 2026 учебном году – 195 детей.
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью
и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре
учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений. Выполнение обязательной части Образовательной
программы дошкольного образования МАДОУ № 36 «Теремок» составляет не
менее 60 % от общего нормативного времени. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику
детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на
образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
В соответствии с Программой дошкольного образования МАДОУ № 36
«Теремок» в обязательной части учебного плана определено время на
образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных
областей, с выделением видов образовательной деятельности.
В каждой образовательной области определены виды образовательной
деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации
поставленных задач в части формируемой участниками образовательных
отношений.
Каждой образовательной области соответствует определенный вид
образовательной деятельности:
Социально-коммуникативное
- В сфере социальных отношений.
- В области формирования основ гражданственности и патриотизма.
- В сфере трудового воспитания.
- В области формирования основ безопасного поведения.
Познавательное развитие
- Сенсорные эталоны и познавательные действия;
- Математические представления;
- Окружающий мир: природа (приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья",
"Познание", "Родина") и природа.
Речевое развитие
- Формирование словаря;
- Звуковая культура речи;
- Грамматический строй речи;
- Связная речь:
- Подготовка детей к обучению грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
- Приобщение к искусству: изобразительная деятельность, лепка, аппликация,
прикладное творчество;
- Конструктивная деятельность;
- Музыкальная деятельность: слушание, пение, песенное творчество, музыкальноритмические движения;
- Музыкально-игровое и танцевальное творчество: игра на детских музыкальных
инструментах;
- Театрализованная деятельность;
- Культурно-досуговая деятельность.
Физическое развитие
- Основные движения, общеразвивающие упражнения, ритмическая
гимнастика и строевые упражнения;
- Подвижные игры:
- Спортивные игры:
- Спортивные упражнения:
- Формирование основ здорового образа жизни: активный отдых, физкультурные
праздники и досуги, дни здоровья, туристские прогулки, экскурсии.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие",
"Речевое", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"
отражено в расписании образовательной деятельности. Занятия как «условные
часы» используются, как одна из форм образовательной деятельности,
предусмотренной в обязательной части, и в части формируемой участниками
образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные
виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого
возраста детей.
Согласно СанПиН 1.2.3685-21, ДОО может корректировать режим дня в
зависимости от типа организации, и вида реализуемых образовательных
программ, сезона года. Ниже приведены требования к организации
образовательного
процесса,
режиму
питания,
которыми
следует
руководствоваться при изменении режима дня. В дождливые, ветреные и морозные
дни занятия физической культурой должны проводиться в зале.
Требования и показатели организации образовательного процесса и режима
дня.
Показатель
Возраст
Норматив
Начало занятий не ранее
все возрасты
8.00
Окончание занятий, не
все возрасты
17.00
позднее
Продолжительность
от 1,5 до 3 лет
10 минут
занятия для детей
от 3-4 лет
15 минут
дошкольного возраста, не
от 4-5 лет
20 минут
более
от 5-6 лет
25 минут
от 6-7 лет
30 минут
Продолжительность
от 1,5 до 3 лет
20 минут
дневной суммарной
от 3-4 лет
30 минут
образовательной нагрузки
от 4-5 лет
40 минут
для детей дошкольного
от 5-6 лет
50 минут или 75 минут при
возраста, не более
организации 1 занятия
после дневного сна
от 6-7 лет
90 минут
Продолжительность
перерывов между
занятиями, не менее
Перерыв во время занятий
для гимнастики, не менее
все возрасты
10 минут
все возрасты
2-х минут
3. Учебный план образовательной деятельности с детьми дошкольного
возраста от 1 года до 3 лет, определяющий максимальную образовательную
нагрузку на ребенка в течение недели
Количество часов в неделю
Вид
Образовательная
(минуты/кол-во периодов)
деятельности
область
детей
от 1 года до 2 лет
от 2 лет до 3 лет
Обязательная часть образовательной программы
Речевое
Развитие
10 мин (1)
10 мин (1)
развитие
понимания речи
Развитие активной
10 мин (1)
10 мин (1)
речи
ХудожественноМузыка
20 мин (2)
20 мин (2)
эстетическое
развитие
Физическое
Основная
20 мин (2)
20 мин (2)
развитие
гимнастика
Подвижные игры /
формирование
основ ЗОЖ
Итого в обязательной части
60 мин (6)
60 мин (6)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Познавательное
Окружающий мир
10 мин (1)
10 мин (1)
развитие
/ Природа
Познавательное Сенсорные
10 мин (1)
10 мин (1)
развитие
эталоны и
познавательные
действия
Художественно- Рисование
10 мин (1)
10 мин (1)
эстетическое
Лепка
10 мин (1)
развитие
Итого в части, формируемой
40 мин (4)
10 мин (1)
участниками образовательного
процесса
Максимально допустимый объем
100 мин (10)
100 мин (10)
образовательной нагрузки
Примечание. Социально-личностное развитие осуществляется в совместной
деятельности педагога с детьми, а также как часть занятия по другим
образовательным областям.
4. Учебный план образовательной деятельности с детьми
дошкольного возраста от 3 -7 лет, определяющий максимальную
образовательную нагрузку на ребенка в течение недели
Направление
развития
Виды
деятельности
детей
Количество часов в неделю (минуты/кол-во
периодов)
3-4 лет
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Обязательная часть образовательной программы
Познавательное
развитие
Математическ
ие
представления
15 мин. (1)
20 мин. (1)
50 мин. (2)
60 мин. (2)
Речевое
развитие
Развитие речи
15 мин. (1)
20 мин. (1)
50 мин. (2)
60 мин. (2)
Художественноэстетическое
Музыкальная
деятельность
30 мин. (2)
40 мин. (2)
50 мин. (2)
60 мин. (2)
Физическое
развитие
Двигательная
деятельность
30 мин. (2)
40 мин. (2)
75 мин. (3)
90 мин. (3)
Итого в обязательной части
90 мин. (6) 120 мин. (6) 225 мин. (9) 270 мин. (9)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Познавательное
развитие
Окружающий
мир (природа)
15 мин. (1)
20 мин. (1)
50 мин. (2)
60 мин. (2)
Художественноэстетическое
Рисование
15 мин. (1)
20 мин. (1)
25 мин. (1)
30 мин. (1)
Конструирова
ние
15 мин. (1)
20 мин. (1)
25 мин. (1)
30 мин. (1)
Лепка
Аппликация /
15 мин. (1)
20 мин. (1)
50 мин. (2)
36 мин. (2)
Итого в части, формируемой
30 мин (4) 80 мин (4) 150 мин (6) 180 мин (6)
участниками образовательного
процесса
Максимальный объем
150 мин (10) 200 мин (10) 375 мин (15) 450 мин (15)
образовательной нагрузки в
непосредственно образовательной
деятельности детей
Примечание. Социально-личностное развитие осуществляется в совместной
деятельности педагога с детьми, а также как часть занятия по другим
образовательным областям.
5. План непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет
(подготовительная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Направление
развития
Виды деятельности
детей
Количество часов в
неделю
(минуты/кол-во
периодов)
Обязательная часть образовательной программы
Познавательное
развитие
Математические
представления
60 мин. (2)
Речевое
развитие
Развитие речи
60 мин. (2)
Художественноэстетическое
Музыкальная
деятельность
60 мин. (2)
Физическое
развитие
Двигательная
деятельность
90 мин. (3)
Итого в обязательной части
270 мин. (9)
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Познавательное
развитие
Окружающий мир
(природа)
60 мин. (2)
Художественноэстетическое
Рисование
30 мин. (1)
Конструирование
30 мин. (1)
Лепка /Аппликация
36 мин. (2)
Итого в части, формируемой участниками
образовательного процесса
Максимальный объем образовательной
нагрузки в непосредственно образовательной
деятельности детей
180 мин (6)
450 мин (15)
Примечание. Социально-личностное развитие осуществляется в совместной
деятельности педагога с детьми, а также как часть занятия по другим
образовательным областям.