Программа 1 город мастеров

Содержание
I
ЦЕЛЕВОЙ
раздел
Паспорт программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Новизна
1.3.
Актуальность
1.4.
Педагогическая целесообразность
1.5.
Цель, задачи
1.6.
Отличительная особенность и принципы программы
1.7.
Возраст детей и наполняемость
1.8.
Срок реализации
1.9.
Режим занятий
1.10 Организация образовательного процесса. Программа, технологии и
формы
1.11. Методы и приемы
1.12. Структура непосредственной образовательной деятельности
1.13. Ожидаемый результат реализации программы
1.14 Мониторинг достижений итоговых результатов
1.15. Формы представления результатов
II
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
раздел
2.1.
Учебно-тематический план 1 год
2.2.
Учебно-тематический план 2 год
2.3.
Содержание планирования 1 год
2.4.
Содержание планирования 2 год
III
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
раздел
3.1.
Методическое обеспечение программы
Список литературы

7
3
7
9
9
11
11
12
12
12
13
13
14
15
16
16
21
22
22
23
25
30
37
37
38

2

Год разработки
Авторы

Цель

Задачи

Паспорт программы
2022
Колотовкина Т.С. Педагог дополнительного образования:
Педагогический стаж – 10 лет, стаж педагог ДОП -1год
Фуфарова Л.А. Педагог дополнительного образования:
педагогический стаж – 23 года, стаж педагог ДОП -1год
Создание условий для развитие ключевых универсальных
компетенций у детей дошкольного возраста, направленных на
развитие инженерного мышления, через конструктивную
деятельность на основе использования конструктора LEGO, LEGO
WEDO 2.0
Обучающие
познакомить с новым видом Lego-конструктора
научить детей создавать программируемые модели на
основе предложенного алгоритма (схемы) и в
последствии, использовать полученные навыки для
творческого конструирования;
формировать умение определять геометрические формы
деталей конструктора и сопоставлять их друг с другом;
определять их цвет и размер;
формировать умение соотносить количество предметов в
постройке с цифрой;
формировать умение анализировать постройку (выделять
форму, величину, цвет деталей, содержание элементов
геометрических фигур: сторона, вершина, основание);
Развивающие
развивать умение размещать в пространстве различные
геометрические тела, создавая более сложную
определенную конструкцию конкретного назначения.
развивать
зрительно-моторную
координацию
при
соединении деталей конструктора, добиваться точности в
процессе операционных действий;
развивать познавательные интересы и способности, общее
интеллектуальное развитие ребенка;
закрепить умения видеть предметы в различных
пространственных
положениях
и
представить
последовательность процесса конструирования;
Воспитательные
давать элементарную эстетическую оценку различным
сооружениям, предметам архитектуры, технике;
воспитывать у детей творческую инициативу в создании
вариативных 3D – моделей;
воспитывать умение работать в паре;
воспитывать уважительное отношение к труду, понимая
значимость выполнения работы.

3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Образовательные
образовательная программа «Город мастеров» согласно ФГОС ДО
области
направлена на:

Возраст
Срок реализации
Особенности
организации
образовательной
деятельности
Формы
предоставления
результатов
деятельности
Методическое
обеспечение

Нормативное
правовое
обеспечение

В области «Социально-коммуникативное развитие» - «на
формирование позитивных установок к ручному труду и
конструированию»;
В области «Познавательное развитие» - «на развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
формирование первичных представлений о других людях, объектах
окружающего мира»;
В области «Речевое развитие» - «владение речью как
средством общения и культуры»;
В области «Художественно-эстетическое развитие» «реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
В области «Физическое развитие» - «становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами».
5-7 лет
2 года
Продолжительность занятий составляет:
не более 25 мин для детей 5-6 лет;
не более 30 мин для детей 6-7 лет.
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Выставки по конструированию;
Конкурсы, соревнования, фестивали;
Дни открытых дверей;
Открытые мероприятия в рамках реализации ООП МАДОУ
№ 36 «Теремок».
1. Фешина Е.В. Лего- конструирование в детском саду. - Санкт
–Петербург.: ТЦ Сфера, 2016
2. Корякин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo)
Сборник . методических рекомендаций и практикумов. – М.:
ДМК Пресс, 2016
3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном
образовании в условиях введения ФГОС: пособие для
педагогов/.-Всерос.уч.-метод.центробразоват.робототехники.М.:Изд.-полиграф.центр «Маска».- 2013.






Федеральный уровень:
• Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и ред.);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного стандарта дошкольного образования».
• Национальная доктрина образования в Российской Федерации
(утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №
751);
• Национальная инициатива "Наша новая школа" (утверждена от
04.02.2010 г. Пр-271);
4

• Государственная программа РФ "Развитие образования на 20132020 годы" (Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего
образования и дополнительного образования детей") (утверждена
Правительством РФ Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013
г. № 792-р);
• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017
гг. (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761);
• Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 "О мерах по
реализации государственной политики в области образования и
науки";
• Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 "О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики";
• Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред.
От
08.08.2009)
"Концепция
долгосрочного
социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020
года";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
• «Концепция общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов», утвержденная Указом президента РФ от
03.04.2012 г. № Пр-827;
• Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015№ 366-р «План
мероприятий,
направленных на популяризацию рабочих и инженерных
профессий»
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от24.12.2013
года. № 2506-р «Концепция развития математического образования
в Российской Федерации».
Региональный уровень:
• Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области" (принят Законодательным
Собранием Свердловской области 09.07.2013 г.);
• Постановление Правительства Свердловской области от
12.11.2014 г. №972-ПП "О внесении изменений в государственную
программу Свердловской области "Развитие системы образования в
Свердловской
области
до
2020
года",
утвержденную
Постановлением Правительства Свердловской области от
21.10.2013 № 1262-ПП";
• Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 г. № 453УГ "О принятии Комплексной программы "Уральская инженерная
школа" на 2015-2034 гг.;
5

• Проект системы опережающего дополнительного образования
«Детская инженерная школа» (2015-2020гг.);
• Программа ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Инженерное образование: от
школы к производству».
Муниципальный уровень:
• Муниципальная программа «Развития системы образования в
городском округе Сухой Лог до 2020 года», утв. Постановление
Главы городского округа Сухой Лог от 25.10.2013 № 2238 –ПГ (ред.
от 09.09.2015 № 2078 – ПГ);
• Устав МАДОУ № 36 «Теремок», утверждён 26.01.2015г
• Программа развития МАДОУ № 36 «Теремок» утверждена № 557
от 09.11.2017, протокол № 6 от 28.09.2017

6

I раздел

ЦЕЛЕВОЙ

1.1. Пояснительная записка
Системно-деятельностный
подход,
лежащий
в
основе
Федерального
государственного стандарта дошкольного образования, предполагает «обеспечение
преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего
образования», то есть формирование информационно-обеспеченной и технически
грамотной личности будущего общества с раннего возраста. Поэтому конструктивная
созидательная деятельность является идеальной формой работы для дошкольной
образовательной организации, которая позволяет педагогу сочетать образование,
воспитание и развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Конструирование не только увлекательное, но и полезное занятие детей
дошкольного возраста. Конструирование развивает образное мышление и воображение,
творческие способности детей дошкольного возраста, приобретаются навыки
исследовательской деятельности, усваиваются сенсорные эталоны, ребенок знакомится
математическими представлениями.
Программа «Город мастеров» (далее – Программа) дает возможность, начиная с
раннего возраста знакомить детей с объемными геометрическими фигурами, входящими в
состав конструкторов, формировать интерес к конструктивному экспериментированию,
обогащать сенсорный опыт детей.
В возрасте 5 лет используются графические постройки, появляется
самостоятельность при решении творческих задач. Программа предлагает использовать
графические модели, которые способствуют развитию гибкости мышления.
В возрасте 6-7 лет Программа предлагает включать элементы экспериментирования,
которые ставят детей в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного
ими способа решения творческой задачи и его исправления.
В разных возрастных группах необходимо учитывать знания об окружающем мире,
полученные ребенком на предыдущем этапе конструирования. Каждое тематическое
конструирование завершается мероприятием, объединяющим разные возрастные группы,
например, форсайт - сессией, тематической выставкой, мастер-классом и др.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от 17.10.2013 г. № 1155 Программа направлена: в области «Социальнокоммуникативного развития» - «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; на
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»; в области
«Познавательное развитие» - «на развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира
(форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом и др.); в области «Речевое
развитие» - «обогащение активного словаря»; в области «Художественно-эстетическое
развитие» - «Реализация самостоятельной творческой деятельности»; в области
«Физического развития» - «координация мелкой моторики».
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Свердловской
области в сфере образования, регламентирующих реализацию Программы.
Федеральный уровень:
• Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (с
изм. и ред.);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
7

• Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751);
• Национальная инициатива "Наша новая школа" (утверждена от 04.02.2010 г. Пр-271);
• Государственная программа РФ "Развитие образования на 2013-2020 годы"
(Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного
образования детей") (утверждена Правительством РФ Распоряжение Правительства РФ от
15.05.2013 г. № 792-р);
• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена Указом
Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761);
• Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки";
• Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики";
• Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. От 08.08.2009)
"Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
• «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»,
утвержденная Указом президента РФ от 03.04.2012 г. № Пр-827;
• Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015№ 366-р «План мероприятий,
направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от24.12.2013 года. № 2506-р
«Концепция развития математического образования в Российской Федерации».
Региональный уровень:
• Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской
области" (принят Законодательным Собранием Свердловской области 09.07.2013 г.);
• Постановление Правительства Свердловской области от 12.11.2014 г. №972-ПП "О
внесении изменений в государственную программу Свердловской области "Развитие
системы образования в Свердловской области до 2020 года", утвержденную
Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1262-ПП";
• Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 г. № 453-УГ "О принятии
Комплексной программы "Уральская инженерная школа" на 2015-2034 гг.;
• Проект системы опережающего дополнительного образования «Детская инженерная
школа» (2015-2020гг.);
• Программа ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Инженерное образование: от школы к производству».
Муниципальный уровень:
• Муниципальная программа «Развития системы образования в городском округе Сухой
Лог до 2020 года», утв. Постановление Главы городского округа Сухой Лог от 25.10.2013
№ 2238 –ПГ (ред. от 09.09.2015 № 2078 – ПГ);
• Устав МАДОУ № 36 «Теремок», утверждён 26.01.2015г
• Программа развития МАДОУ № 36 «Теремок» на период 2017-2020 гг, утверждена № 557
от 09.11.2017, протокол № 6 от 28.09.2017
8

1.2. Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме
познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования,
развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для
реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения
круга интересов.
Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка.
Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы
приобретать такие социальные качества как любознательность, активность,
самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного
сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение
пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное и
инженерное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами
и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
1.3. Актуальность
Принятый правительством РФ курс на индустриальное развитие страны,
качественное изменение характера промышленного производства в условиях становления
нового технологического уклада, стремительный прогресс в области промышленных,
информационных и инженерных технологий, требует системных изменений на всех
уровнях сферы образования для обеспечения эффективного воспроизводства современных
инженерно-технических кадров.
В «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период
до 2030 года» обозначены векторы инновационного обновления традиционных секторов
промышленности в регионе, связанные с продвижением не только новых отраслей, но и
приходом современных инженерно-технических кадров.
Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. В
этой связи особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором
Свердловской области Е.В. Куйвашевым проекта «Уральская инженерная школа» на основе
паритетного партнерства и сотрудничества образовательных организаций всех уровней.
Статистика неумолима: талантов всегда было, есть и будет около 2,5%. При таком
количестве эффективность всех государственных «мероприятий» будет достаточна низка.
Для эффективного развития социально-экономической сферы жизненно необходимо
минимум 20%. Их надо кропотливо формировать уже с дошкольного возраста, а не
заниматься отбором.
Очевидно, что теоретический научный подход в познании окружающего мира как
объектной целостности, уже не актуален. Востребован технологический подход, который
заключается в том, что субъект деятельности не только объясняет и понимает окружающий
мир, но и стремится преобразовать его. Возникла необходимость в системе общего
образования Свердловской области реализовать подход, связанный с развитием
инженерного образования, основанный на педагогической интеграции технического,
естественнонаучного, физико-математического образования и направленный на
организацию преобразующей деятельности детей в социальной, природной и техникотехнологических сферах реального мира через конструирование, моделирование и
инженерное проектирование.
Масштабная инженерно-проектная деятельность за последнее столетие привела к
полному изменению мира, начиная от транспорта и заканчивая средствами связи. Важно,
чтобы дети по мере взросления начинали понимать последствия этих изменений. Для этого
необходимо так организовать процесс познания, чтобы каждый субъект образования
9

фактически смог получить представление как протекает инженерно-проектная
деятельность, включающая этапы решения проектных задач, изобретения, рационализации
идеи. Это позволит максимально индивидуализировать образовательную деятельность
детей, разумно сочетая познавательное, продуктивное и ресурсное сотрудничество с
взрослыми на протяжении всего дошкольного детства.
Инженер – человек, мотивированный на творческую деятельность, обладающий
хорошими знаниями и умеющий много чего делать руками, обеспечивающая
непрерывность, универсальность, опережающий характер инженерного образования,
основанная на взаимодействии образовательных организаций со всеми субъектами
образовательных отношений (горизонтальные и вертикальные связи). Создание и
функционирование такой среды обеспечит не только устойчивую мотивацию к выбору
профессий инженерной направленности, но и реализацию индивидуальных
образовательных траекторий ребенка и профессиональных маршрутов педагогов, что
соответствует реализации ФГОС ДО и апробации «Профессионального стандарта
педагога».
Привлечение в эту среду родителей и социальных партнеров позволит добиться
совершенно другого социального эффекта в системе дошкольного образования, связанного
с развитием государственно – общественного управления и механизмов государственночастного партнерства.
Таким образом, ключевая идея Программы заключается в разработке содержания
инженерного образования реализации инженерного подхода в дошкольном образовании,
которое построено на принципе «формирование», а не «отбора» и предполагает не
буквальную подготовку инженерных кадров, а формирования предпосылок инженерного
мышления у детей дошкольного возраста.
Программа «Город мастеров» ориентирована на возрастные группы детей
дошкольного возраста:
дети дошкольного возраста (5-6 лет);
дети дошкольного возраста (6-7 лет).
Инженерное мышление включает в себя следующие характеристики:
хорошо развитое воображение; творческое, наглядно-образное и техническое виды
мышления, системность.
Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление,
позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

Развитие инженерного
мышления

Конструирование

Создание модели, построение,
приведение в определенный
порядок и взаимоотношение
различных отдельных
предметов, частецй, элементов

Развитию инженерного мышления способствует в дошкольном возрасте один из
видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО – это конструирование.
Конструирование делится на 2 типа: техническое и художественное.
Техническое конструирование:
конструирование из строительного материал; конструирование из деталей конструкторов,
имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных
блоков.
Художественное конструирование:
10

конструирование из бумаги;
конструирование из природного материала.
Для эффективного обучения конструированию используются следующие приемы:
наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом
специфики вида конструирования;
усложнение содержания заданий для конструирования;
использование компьютерного конструирования.
Усложнение этапов конструирования осуществляется поэтапно:
конструирование по образцу;
конструирование по модели;
конструирование по условиям;
конструирование по замыслу;
конструирование по теме;
каркасное конструирование.
МАДОУ № 36 «Теремок» является членом Ассоциации «Инженерная галактика»
Нижнетагильского филиала ГАОУ ДПО СО «ИРО» в рамках программы «Уральская
инженерная школа». Это способствовало разработке программы «Город мастеров».
Девиз Программы:
«ИГРАЯ СТОИМ БУДУЩЕЕ»
Детский сад – первая ступень для:
погружения в среду творчества и познания;
ранняя диагностика способностей;
конструирование и первые изобретения
1.4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена формированием
инженерного мышления, конструкторских способностей детей через практическое
мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
1.5. Цель программы: создание условий для развитие ключевых универсальных
компетенций у детей дошкольного возраста, направленных на развитие инженерного
мышления, через конструктивную деятельность на основе использования конструктора
LEGO, LEGO WEDO 2.0
Задачи:
Обучающие:
познакомить с новым видом Lego-конструктора
научить детей создавать программируемые модели на основе предложенного
алгоритма (схемы) и в последствии, использовать полученные навыки для
творческого конструирования;
формировать умение определять геометрические формы деталей конструктора и
сопоставлять их друг с другом; определять их цвет и размер;
формировать умение соотносить количество предметов в постройке с цифрой;
формировать умение анализировать постройку (выделять форму, величину, цвет
деталей, содержание элементов геометрических фигур: сторона, вершина,
основание);
Развивающие
11

развивать умение размещать в пространстве различные геометрические тела,
создавая более сложную определенную конструкцию конкретного назначения.
развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей
конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий;
развивать познавательные интересы и способности, общее интеллектуальное
развитие ребенка;
закрепить умения видеть предметы в различных пространственных положениях и
представить последовательность процесса конструирования;
Воспитательные
давать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам
архитектуры, технике;
воспитывать у детей творческую инициативу в создании вариативных 3D –
моделей;
воспитывать умение работать в паре;
воспитывать уважительное отношение к труду, понимая значимость выполнения
работы.
1.6. Отличительные особенности и принципы программы
Отличительная особенность заключается в том, что данная программа является
формой социального заказа детей и родителей на образовательные услуги МАДОУ № 36
«Теремок». Обучение детей программированию является новым направление в работе
детского сада, наглядно демонстрирует систему работы учреждения, его возможности,
материальную базу, качественный состав педагогического коллектива и технологию
реализации программы. Программа является информационным справочником
оказываемых услуг для детей и их родителей.
Реализуя Программу появилась возможность и постоянная необходимость
обновления и дополнения материалов, с помощью которых можно разрабатывать
оригинальные конструкторские решения.
На занятиях по конструированию сформирована структура деятельности, создающая
условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая
их дифференциацию по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от
простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном
творческом уровне.
1.7. Возраст детей и наполняемость
Программа разработана для всех желающих детей старшего дошкольного возраста:
от 5 до 7 лет (или до окончания образовательных отношений).
Количество групп зависит от педагогической нагрузки педагога и потребностей
воспитанников, наполняемость не должна превышать предельной наполняемости группы.
Оптимальная наполняемость группы– 10 детей.
1.8. Сроки реализации программы
Продолжительность учебного года по дополнительной Срок реализации программы
«Город– мастеров» 2 года
общеобразовательной общеразвивающей программе для детей 5-6 лет «Город мастеров»
составляет – 9 месяцев (36 недель).
Продолжительность учебного года по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе для детей 6-7 лет «Город мастеров» составляет – 9 месяцев
(36 недель).
12

Продолжительность занятий составляет: не более 25 мин для детей 5-6 лет; не более 30
мин для детей 6-7 лет. Индивидуальная работа от 10 до 15 минут.
1.9. Режим занятий
Наименование услуги

День недели

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа естественно- Понедельник
научной направленности для детей 5-7 лет
«Город мастеров».
Среда

Старшая
группа
15.45-16.10

Подготовит
ельная
группа
16.20-16.50

15.45-16.10

16.20-16.50

Режим занятий Программы составлен с учетом пожелания детей и родителей.
Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители используют свое
право на выбор формы получения образования. Дополнительное образование детей
является важным элементом развития детей, в связи с этим, ограничивать их в получении
дополнительного образования неконституционно.
1.10. Организация образовательного процесса. Программа, технологии
Кем и когда
Применяемые
Наименование программы
утверждена
педагогические
технологии освоения
программы
Дополнительная общеобразовательная Принята на
Технологии: игровые,
общеразвивающая программа
педагогическом
технологии
естественно-научной направленности
совете
сотрудничества,
для детей 5-7 лет «Город Мастеров».
(Протокол № 5 от
здоровьесберегающие,
(составитель: воспитатель
30.06.2022)
информационноЛ.А. Фуфарова)
коммуникационные,
технологии развивающего
обучения.
Формы реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7
лет «Город мастеров» предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную
работу. Занятия проходят 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Дополнительные образовательные программы
Объем часов: в неделю/ в
год
5-6 лет
6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
1/36 ч.
1/36 ч.
программа для детей 5-7 лет «Город мастеров».

13

1.11. Методы и приемы
Методы
Приёмы
Наглядный
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме,
цвету, способы удержания их в руке или на столе.
ИнформационноОбследование деталей конструктора, которое предполагает
рецептивный
подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных)
для знакомства с формой, определения пространственных
соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная
деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа,
упражнения по аналогу)
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их
преобразование.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
ЧастичноРешение проблемных задач с помощью педагога.
поисковый
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с
использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать
эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая
гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы
совместной деятельности.
В игровых пособиях много разнообразных деталей и для удобства пользования
можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: квадраты,
треугольники, многоугольники. Названия деталей, умение определять квадрат,
прямоугольник определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких
занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с
сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены
задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным
игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать
модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном
темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на
занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству,
но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения
конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура,
животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину,
длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают
образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных
14

положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики
(ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи,
расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и
пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями,
схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых плоскостных построек, учить
правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно
соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки
находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части
предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок,
участвующий в работе по выполнению предложенного задания, выказывает свое
отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении
конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми
правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания
могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы
способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии
в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
1.12. Структура непосредственно образовательной деятельности
Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (2-5 минут).
Цель: развитие элементов логического мышления.
Задачи:
 совершенствование навыков классификации;
 обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные
умозаключения на основе проведенного анализа;
 активизация памяти и внимания;
 ознакомление с множествами и принципами симметрии;
 развитие комбинаторных способностей;
 закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Основной этап (20-25 минут)
Цель: развитие способностей к наглядному моделированию.
Задачи: развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
 Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного
проекта.
 Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
 Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и
передавать особенности предметов средствами конструктора.
 Развитие речи и коммуникативных способностей.
Виды деятельности: показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор
схемы-карточки; самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому
замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой
подгруппы; физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры,
пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со
свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест,
организация выставки детских работ. Анализ проводится с учётом таких критериев:
аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
15

технические умения и навыки; степень самостоятельности проделанной работы;
целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и
эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.
1.13. Ожидаемый результат реализации программы
Личностными результатами изучения программы «Город мастеров» является
формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к
поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения программы «Город мастеров» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
· определять, различать и называть детали конструктора,
· конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной
схеме и самостоятельно строить схему.
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
· уметь работать по предложенным инструкциям.
· умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
· уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
· уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения программы «Город мастеров» является
формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- простейшие основы механики
- виды конструкций - однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
Уметь:
- с помощью воспитателя анализировать, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
1.14. Мониторинг достижений итоговых результатов
К 5 годам
Может применять усвоенные знания и способы
деятельности для решения несложных задач, поставленных
взрослым.
Любит самостоятельно заниматься конструированием.
В соответствии с темой создает постройку, владеет
техническими умениями в конструировании из различного
16

К 6 годам

конструктора, освоил способы замещения форм, придания
постройке устойчивости, прочности.
Проявляет элементы творчества.
Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или
образцу в конструктивной деятельности.
Стремится к результативному выполнению работы в
соответствии с темой, к позитивной оценке результата
взрослым.
Любит и по собственной инициативе конструирует из
различного конструктора.
Создает постройки, сооружения, транспорт по заданной
теме, условиям, инструкции, собственному замыслу,
придумывает сюжетные композиции.
Проявляет творческую активность и самостоятельность.
Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её
достижению, осуществить замысел и оценить полученный
результат с позиции цели.
Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе
выполнения коллективных творческих работ.

К 7 годам

Ребёнок обладает развитым воображением, которое
реализуется в конструктивной деятельности.
индивидуальность в процессе конструирования, имеет
творческие увлечения.
Демонстрирует высокую техническую грамотность.
Владеют умениями моделирования и макетирования
простых предметов.
Охотно и плодотворно сотрудничают с другими детьми в
процессе выполнения коллективных работ.

Дети будут иметь представления:
о деталях конструктора и способах их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных
элементов;
 о связи между формой конструкции и её функциями.
Основным планируемым результатом Программы является развитие инженерного
мышления у детей дошкольного возраста. Интерес к конструктивной деятельности,
развитие математических способностей и как результат выбор будущей профессии.




Способ определения результативности
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того,
насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был
освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития
конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 5-6 лет
17

Уровень
развития
ребенка

Умение правильно конструировать Умение правильно
поделку по образцу, схеме
конструировать поделку по
замыслу

Высокий

Ребенок
самостоятельно
делает
постройку, используя образец, схему,
действует
самостоятельно
и
практически без ошибок в размещение
элементов конструкции относительно
друг друга.

Средний

Ребенок
делает
незначительные
ошибки при работе по образцу, схеме,
правильно выбирает детали, но
требуется помощь при определении их
в пространственном расположении.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»
схему, ошибается в выборе деталей и
их расположении относительно друг
друга.

Уровень
развития
ребенка

Ребенок
самостоятельно
разрабатывает замысел в
разных его звеньях (название
предмета, его назначение,
особенности
строения).
Самостоятельно работает над
постройкой.
Тему постройки ребенок
определяет
заранее.
Конструкцию, способ ее
построения находит путем
практических проб, требуется
помощь взрослого.
Замысел
у
ребенка
неустойчивый, тема меняется
в процессе практических
действий
с
деталями.
Создаваемые
конструкции
нечетки по содержанию.
Объяснить их смысл и способ
построения ребенок не может.

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 6 -7 лет
Умение правильно конструировать Умение правильно
поделку по образцу, схеме
конструировать поделку по
замыслу

Высокий

Ребенок действует самостоятельно,
воспроизводит
конструкцию
правильно по образцу, схеме, не
требуется помощь взрослого.

Средний

Ребенок допускает незначительные
ошибки в конструировании по
образцу, схеме, но самостоятельно
«путем проб и ошибок» исправляет
их.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и
расположении деталей в постройке,
готовая постройка не имеет четких

Ребенок
самостоятельно
создает развернутые замыслы
конструкции,
может
рассказать о своем замысле,
описать ожидаемый результат,
назвать
некоторые
из
возможных
способов
конструирования.
Способы
конструктивного
решения находит в результате
практических поисков. Может
создать
условную
символическую конструкцию,
но затрудняется в объяснении
ее особенностей.
Неустойчивость замысла –
ребенок начинает создавать
один объект, а получается
совсем иной и довольствуется
18

контуров. Требуется
помощь взрослого.

постоянная этим.
Нечеткость
представлений
о
последовательности действий
и неумение их планировать.
Объяснить способ построения
ребенок не может.

Оценочные материалы



Портфолио
Тетрадь успешности
Оценочные критерии

1 Побуждение

интерес к данному виду деятельности

2 Знание
представления

название цвета детали

название формы детали

3. Умение

умение
группировать
детали

по цвету

по форме

Инструментарий
оценивания
Наблюдение за
деятельностью детей при
построении Лего
конструкций
«Запомни и выложи ряд» выставляется ряд деталей с
соблюдением цветовой
закономерности. Педагог
подчеркивает, что для
лучшего запоминания надо
понять закономерность, с
которой поставлена деталь
в образце. Дети в течении
нескольких секунд
рассматривают образец и
выстраивают его в той же
последовательности, по
памяти.
«Отгадай» - Одному из
детей завязывают глаза и
предлагают отгадать на
ощупь форму детали.
«Кто быстрее» - детям
предлагается корзина с
большим набором деталей.
Предлагается найти по 5
деталей каждого цвета
(красный, желтый, зеленый,
синий)
«Кто быстрее» - детям
предлагается корзина с
большим набором деталей.
Предлагается найти по 5
деталей каждой формы
(кубик, кирпичик, клювик,
кнопочка)
19

умение скреплять детали разными
способами

умение работать

по объемному
образцу

по образцу,
изображенному на
картинке

используя
пошаговую схему
(технологические
карты)
по инструкции

умение анализировать постройку,
выделяя части целого

«Собери модель» - дети
собирают модель под
диктовку педагога. При
определении взаимного
расположения деталей,
используя наречия
«сверху», «посередине»,
«слева», «поперек».
«Собери модель по памяти»
- педагог показывает детям,
в течение нескольких
секунд, модель из 3-4
деталей, а затем убирает ее.
Дети собирают модель по
памяти и сравнивают с
образцом.
«Собери модель по
картинке» - педагог
предлагает детям собрать
постройку по картинке.
Дети собирают модель по
картинке, сравнивая ее с
изображением.
«Собери модель» - педагог
предлагает пошаговую
схему сбора модели
ребенку. Оценивает
самостоятельность
деятельности ребенка.
«Собери модель по
ориентирам» - педагог
диктует детям, куда
выставить деталь
определенного цвета и
формы. Используются
следующие ориентиры
положения: «левый
верхний угол», «левый
нижний угол», «правый
верхний угол», «правый
нижний угол», «середина
правой стороны»,
«середина левой стороны»,
«над», «под», «слева от»,
«справа от».
«Домик в деревне» педагог предлагает детям
проанализировать
постройку. Выделить и
обозначить части
постройки (дом: стены,
20

умение планировать предстоящую
постройку
умение строить элементарные
постройки по творческому замыслу

умение работать в паре (ведущийведомый), в группе
умение составлять рассказ о постройке,
используя технологию моделирования
(мнемосхемы)
умение обыгрывать постройку

окна, крыша, дверь, труба;
деревья, забор и т.д.)
Беседа – педагог предлагает
ребенку рассказать, как он
будет строить какую-либо
модель (например, дом).
«Подарок маме» - педагог
предлагает детям
придумать и
самостоятельно построить
подарок для мамы.
«Полянка цветов» - педагог
предлагает детям совместно
построить цветы и
выложить их в поляну.
«Прогулка» - педагог
предлагает детям построить
деревья и составить рассказ
о поделке по мнемосхеме.
«ПДД» - педагог
предлагает детям поиграть
в регулировщика. Дети
играют в построенную ими
дорогу, соблюдая правила
дорожного движения.

1.16. Формы представления результатов











Выставки по конструированию;
Выставки творчества «Мир Lego».
Дни открытых дверей;
Интегрированные игровые занятия;
Конкурсы, соревнования, фестивали;
Логико-математические игры;
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Открытые мероприятия в рамках реализации ООП МАДОУ № 36 «Теремок»;
Самостоятельная игровая деятельность;
Совместная деятельность педагога и детей.

21

Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Учебно-тематический план 1 год
Название
раздела
1.

Сентябрь

Мои первые
шаги с LEGO
Classiс

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Октябрь

Ноябрь

10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.

Декабрь

17.
18.

Январь

19.
20.
21.
22.
23.
24.

Февраль

Помощники
деда Мороза

Название темы

Количество часов
Теория Практик
а
Знакомство с историей
0,5
0,5
создания конструктора
LEGO Classiс.
Мои первые шаги с
0,5
0,5
LEGO
избушка
на
курьих ножках.
Мостик через речку
0
1
Колодец
0
1
Дом лесника
0,5
0,5
Разные домики
0,5
0,5
Кафе
0,5
0,5
Конструирование
по
0
1
замыслу
Проект
«Село
0,5
0,5
будущего»
Плывут корабли
0,5
0,5
Пароход на реке
0,5
0,5
0
1

Зоопарк
Слон
Верблюд
Сани для Дед
мороза
Сани для Дед
мороза
Домашние животные,
кошка
Домашние животные,
собака
Дети играют с
животными
Вертолет
Вездеход
Спасение самолета

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0

1

0,5
0,5
0
0,5

0,5
0,5
1
0,5

Формы
контрол
я

Анализ
защиты
проекта
«Село
будущег
о»

Конкурс
поделок
«Веселы
й
22

зоопарк
»
25.

Март

Весну
встречаем,
спицам
помогаем

Подарок для
мамы, цветок
Порхающая
птица
Порхающая
птица
Скорая помощь
Луноход
Космонавты и
ракеты
Конструирован
ие по замыслу
«Макет
космической
станции»

0,5

0,5

0,5

0,5

0

1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

36.

0

1

Итого

11

25

26.
27.
28.
29.
30.

Апрель

31.

32.

33.

34.

35.

Май

Подготовка к
фестивалю «Юный
техник»
Подготовка к
фестивалю «Юный
техник»
Подготовка к
фестивалю «Юный
техник»

Анализ
проекта
«Макет
космиче
ской
станции
»

Анализ
участия
в
фестива
ле
«Юный
техник»

23

2.2.Учебно-тематический план 2 год
Период
Название
Название темы
раздела

Количество часов
Теория

1.

Сентябрь

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Октябрь

Ноябрь

10.
11.

Приключен Конструирование по
ия в лесу замыслу
Красивый мост
Мы в лесу построим
теремок
Избушка бабы Яги
Грузовик везет кирпич
Корабль
Аэропорт
Конструирование по
замыслу
Знакомство с историей
конструктора LEGO
WeDo-2 «Робот –
тягач»
Обитатели
морей
«Дельфин»
Обитатели
болот
«Лягушка»

12.

13.

Декабрь

14.
15.
16.
17.
18.

Январь

19.
20.
21.
22.
23.
24.

Февраль

Спецтехни
ка на
службе у
людей

Городской транспорт.
Подъемный кран.
Грузовик
для
перевозки отходов
Мусоровоз
Вилочный
подъемник
Снегоочистите
ль
Подметальноуборочная машина
Устройство
освещения, мост
Устройство
освещения, мост
Мир древних
животных, динозавр
Лягушка
Рыба

0,5

Практик
а
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

Формы
контроля

Викторина
«Правильно
ли?»

Квест
«Собери
робота»
24

25.

Март

Путешеств
ие на
остров за
мамой для
мамонтенк
а

У всех есть
мама
Цветы для
мамы
Жилища
народов
России,
сказочно
красивый дом
Изучаем
горный
ландшафт,
средства
передвижения
Правила для
машин
устанавливает
роботсветофор
Небесное
пространство,
космический
корабль, робот
–самолет
Небесное
пространство,
космический
корабль, робот
–самолет
Конструирова
ние по
замыслу
Подготовка к
конкурсу «Битва
роботов»
Подготовка к
конкурсу «Битва
роботов»
Подготовка к
конкурсу «Битва
роботов»

0,5

0,5

0

1

0

1

0

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

1

0

1

0

1

0

1

36.

0

1

Итого

9

27

26.
27.

28.

29.

Апрель

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Май

2.3. Содержание планирования 1 год
Тема (колЦели
во часов)

Конкурс
«Битва
роботов»

Оборудование Предполагаемый
результат
СЕНТЯБРЬ
25

1

2

3

4.

Знакомство
с историей
создания
конструкто
ра LEGO
Classiс.
(1 час)
Мои
первые
шаги
с
LEGO
избушка на
курьих
ножках.
(1 час)
Мостик
через речку
(1 час)

Путешествие на фабрику LEGO,
знакомство с деталями, умение из
сортировать, пробовать собирать и
разбирать постройку.

Конструктор
Иллюстрации
объектов
LEGO Classiс

Собрать макет по
образцу

Учить работать в коллективе,
дружно помогая друг другу.

Конструктор
LEGO Classiс

Собранная модель
по теме занятия.
Учение правильно
называть
части,
детали
конструктора.

Показать
новые
детали
схемы.
Развивать мелкую
моторику рук и навыки
конструирования.

Конструктор
LEGO Classiс

Колодец
(1 час)

Продолжить
задание
с Конструктор
предыдущего
занятия.
Учить LEGO Classiс
доводить дело до конца. Развивать
терпение.

Собранная
модель по теме
занятия. Учение
правильно
называть части,
детали
конструктора.
Собранная
модель по теме
занятия. Учение
правильно
называть части,
детали
конструктора.

Октябрь
5

Дом
лесника
(1 час)

6

Разные
домики
(1 час)

7

Кафе
(1 час)

Показать новую модель. Вызвать у
детей интерес к новому заданию.
Развивать мелкую моторику рук и
навыки
конструирования.
Воспитывать
творческие
способности.
Продолжать выполнять задание с
предыдущего занятия. Развивать
мелкую моторику рук и навыки
конструирования.
Воспитывать
творческие способности. Учить
доводить дело до конца. Развивать
терпение
Показать новую модель. Вызвать у
детей интерес к новому заданию.
Закреплять полученные навыки.
Учить
заранее
обдумывать
содержание будущей постройки.
Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.
Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением
Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением.
Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением.

26

8

Конструир
ование по
замыслу
(1 час)

9

Проект
«Село
будущего»
(1 час)
Плывут
корабли
(1 час)

10

Обобщить
строения.
несколько
сюжетом,
Воспитывать
способности.

умения
выполоть
Учить объединять
построек
общим
обыгрывать
его.
творческие

НОЯБРЬ
Рассказать детям о предстоящем
празднике
«День
народного
единства».
Развивать фантазию.
Познакомить детей с водным
транспортом,
учить
строить
корабли развивать творчество,
фантазию, мелкую моторику рук.
Развивать творческую инициативу
и самостоятельность

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Презентация,
иллюстрации
Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

11

Пароход на Закреплять представления о видах
реке
водного транспорта.
(1 час)
Развивать
способность
анализировать, делать выводы.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

12

Представле
ние
и
защита
проекта
«Село
будущего»
(1 час)

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

13

Зоопарк
(1час)

14

Слон
час)

Учить детей комментировать свои
действия, устанавливать контакт и
поддерживать
разговор.
Воспитывать
творческие
способности, любовь к своему
краю. Учить доводить дело до
конца. Развивать терпение.
ДЕКАБРЬ
Закрепить
представления
о
многообразии животного мира.
Развивать
способности
анализировать, делать выводы.

(1 Продолжать работу. Развивать
творчество, фантазию, навыки
конструирования. Учить доводить
дело до конца. Воспитывать
усидчивость.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением
Модель будущего
села Курьи.

Собранная
модель
по
теме
занятия. Учение
правильно
называть части,
детали
конструктора.
Собранная
модель по
теме
занятия. Учение
правильно
называть части,
детали
конструктора.
Собранная
модель по
теме
занятия. Учение
правильно
называть части,
детали
конструктора.
Собранная
модель по
теме
занятия. Учение
правильно
называть части,
детали
конструктора.
Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением
27

15

Верблюд
(1 час)

16
17

Санки для
деда
мороза
(2ч)

Показать новую модель. Вызвать у
детей интерес к новому заданию.
Развивать мелкую моторику рук и
навыки
конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Воспитывать
творческие
способности
Рассказать детям про Новый год.
Подвести детей к постройке
модели саней для Дед Мороза.
Воспитывать у детей желание
помочь.
Развивать
самостоятельность.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Уметь
собирать
модели
по
выбору
и
замыслу.

ЯНВАРЬ
18
19

Домашние
животные
(2часа)

Учить строить кошку и собаку. Конструктор
Развивать творчество, фантазию LEGOнавыки конструирования.
классик
Схемы.

Уметь
собирать
модели по выбору
и замыслу.

20

Дети

Учить строить мальчика и девочку.
Составлять рассказ о постройке.
Развивать творчество, фантазию
навыки конструирования.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Уметь
собирать
модели по выбору
и замыслу.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением
Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением

ФЕВРАЛЬ
21

22

23

24

Вертолет

Познакомить
с
воздушной
авиацией. Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес к новому
заданию.
Развивать
мелкую
моторику
рук
и
навыки
конструирования.
Закреплять
полученные навыки. Воспитывать
творческие способности
Вездеход
Познакомить с военной наземной
техникой. Продолжать работу.
Развивать творчество, фантазию,
навыки конструирования. Учить
доводить
дело
до
конца.
Воспитывать усидчивость.
Спасение
Продолжать знакомить детей с
самолета. (1 воздушным транспортом. Учить
час)
заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу
и самостоятельность
Мост
(1 Закреплять полученные навыки.
час)
Воспитывать
творческие
способности,
желание
конструировать по замыслу. Учить

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Знать и понимать
особенности
схемы.
28

доводить дело до конца. Развивать
терпение.

Работа
программным
обеспечением.

с

МАРТ
25

26

27

28

Подарок
для мамы
«Цветок»
(1 час)

Рассказать о празднике 8 марта.
Воспитывать
у
детей
самостоятельность
в
выборе
подарка. Учить доводить дело до
конца.
Развивать
фантазию,
терпение
Порхающая Познакомить детей с птицами.
птица
Показать новую модель. Вызвать у
детей интерес к новому заданию.
(1 час)
Развивать мелкую моторику рук и
навыки
конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Воспитывать
творческие
способности
Порхающая Продолжать работу. Развивать
птица
творчество, фантазию, навыки
конструирования. Учить доводить
(1 час)
дело до конца. Воспитывать
усидчивость.
Скорая
помощь
(1 час)

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Уметь
собирать
модели по выбору
и замыслу.

Конструктор
LEGO Classic
Схемы

Знать и понимать
особенности
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением.

Конструктор
Знать и понимать
LEGO Classic особенности
Схемы.
схемы.
Работа
с
программным
обеспечением.
Учить строить машину скорая Конструктор
Знать и понимать
помощь.
Развивать
навыки LEGO Classic особенности
конструирования,
мелкую Службы
схемы.
моторику рук.
спасения
АПРЕЛЬ

29

30

31

Луноход
(1 час)

Рассказать о первом космонавте
нашей страны. Учить строить
луноход
по схеме, заранее
обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему,
давать общее описание. Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность
Ракета,
Развивать мелкую моторику рук и
космонавты навыки
конструирования.
Закреплять полученные навыки.
(1 час)
Воспитывать
творческие
способности
Конструир
ование по
замыслу
«Макет
космическ
ой
станции»

Закреплять полученные навыки.
Учить
заранее
обдумывать
содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Знать и понимать
особенности
схемы.
Уметь
собирать модели
по
выбору
и
замыслу.

Конструктор
LEGO Classic

Знать и понимать
особенности
схемы.
Уметь
собирать модели
по
выбору
и
замыслу
Конструктор
Знать и понимать
LEGO Classic особенности
схемы. Уметь
собирать модели по
выбору
и
замыслу
29

(1 час)
32

Презе
нтаци
я
проект
а
«Маке
т
косми
ческо
й
станц
ии»
(1 час)

Закреплять полученные навыки. Конструктор
Учить
заранее
обдумывать LEGO Classic
содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее
описание. Развивать творчество,
фантазию,
навыки
конструирования.
Воспитывать самостоятельность
, чувство ответственности за
результат своей деятельности в
работе
команде

Знать и понимать
особенности
схемы.
Уметь
собирать модели
по
выбору
и
замыслу

МАЙ
33

34

35

36

Подготовка
к
фестивалю
«Юный
техник»

Закреплять полученные навыки.
Вызвать у детей интерес к новому
заданию.
Учить
заранее,
обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему,
давать общее описание. Развивать
творчество, фантазию,
навыки
конструирования.
Воспитывать самостоятельность,
чувство
ответственности
за
результат своей деятельности
Подготовка Закреплять полученные навыки.
к
Научить детей самостоятельности
фестивалю в выборе модели.
Развивать
«Юный
творчество, фантазию, навыки
техник»
конструирования.
Воспитывать
самостоятельность,
чувство
ответственности за результат своей
деятельности
Подготовка Закреплять полученные навыки.
к
Учить заранее обдумывать
фестивалю содержание будущей постройки,
«Юный
называть её тему, давать общее
техник»
описание. Развивать творчество,
фантазию,
навыки конструирования.
Воспитывать самостоятельность,
чувство ответственности за
результат своей деятельности
Проведение Воспитывать самостоятельность,
фестиваля
чувство ответственности за
результат своей деятельности.
«Юный
Развивать коммуникативную
техник»
компетентность совместной
(1 час)
продуктивной деятельности.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Уметь
собирать
модели по выбору
и замыслу.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Уметь
собирать
модели по выбору
и замыслу.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

Уметь собирать
модели по
выбору и
замыслу.

Конструктор
LEGOклассик
Схемы.

30

Итого 36 часов
2.4. Содержание планирования 2 год
№ Раздел
Цели

1

2

3

4

5

6

7

Оборудование Предполагаемый
результат

СЕНТЯБРЬ
Конструирование
Закреплять
навыки, Конструктор
по замыслу
полученные в старшей LEGO(1 час)
группе. Учить заранее, классик
обдумывать
Схемы.
содержание будущей
постройки, называть её
тему, давать общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Красивый мост
Закреплять
навыки, Конструктор
полученные в старшей LEGO(1 час)
группе. Учить строить классик
мост по схеме.
Схемы.
Мы в лесу
Развивать творческое
Конструктор
построим теремок воображение. Учить
LEGO(1 час)
подражать звукам и
классик
движением
Схемы.
персонажей (медведя,
лисы, зайца). Учить
строить теремок.
Избушка Бабы Яги Закреплять
умения Конструктор
строить
по схеме. LEGO(1 час)
Учить
строить классик
сказочную
избушку Схемы.
Бабы Яги.
ОКТЯБРЬ
Грузовик
везет
Учить строить по
Конструктор
кирпичи
схеме, находить
LEGO Classic
(1 час)
различия и сходства в
схемах
Корабль
Закреплять
навыки Конструктор
конструирования.
LEGO Classic
(1 час)
Учить
сочетать
в
постройке детали по
форме
и
цвету,
устанавливать
пространственное
расположение
построек
Аэропорт
Учить строить разные Конструктор
самолеты по схемам. LEGO Classic
(1 час)
Развивать
глазомер,

Умеет задумывать
содержание постройки,
знает название деталей,
способы
крепления.
Собранная модель по
теме занятия. Учение
правильно называть
части, детали
конструктора.

Умеет строить разные
модели
самолетов,
умеет
работать
в
команде,
владеет
навыками
конструирования.

31

8

Конструирование
по замыслу
(1 час)

9

Знакомство с
историей
конструктора
LEGO
WeDo-2 (1
час) «Робот –
тягач» Виды
контроля

10

Обитатели
морей
«Дельфин»
(1 час)

11

Обитатели
болот
«Лягушка» (1
час)

навыки
конструирования
Закреплять
полученные навыки.
Учить
заранее
обдумывать
содержание будущей
постройки, называть её
тему, давать общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность
НОЯБРЬ
Знакомство
с
основными
составляющими
частями конструктора.
Знакомство детей с
конструктором LEGO
WeDo-2, с цветом
элементов, с формой
деталей и вариантами
их
скреплений,
вырабатывать навык
ориентации в деталях,
их
классификации,
умение
слушать
инструкцию педагога.
Познакомить
с
подводными
обитателями
морей.
Учить
названия
кубиков и элементы
конструктора, умение
крепить
кубики
разными способами.
Работать со схемой.
Развивать творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Формировать
обобщенные
представления о домах.
Расшить
представления
об
обитателях
пресных
водоемов.
Учить
строить земноводных.
Закреплять различные
методы
крепления

Конструктор
LEGO Classic

Конструктор
LEGO WeDo2 Схемы.

Знает
основные
составляющие частей
конструктора,
варианты их
скрепления,
ориентируется
в
деталях,
их
классификации. Умеет
слушать инструкции
педагога,
умеет
работать

Конструктор
LEGO WeDo2 Схемы.

Конструктор
LEGO WeDo2 Схемы.

32

12

13

14

15

16
17

горизонтальные,
вертикальные
и
комбинированные.
Развивать память и
внимание.
Воспитывать умение
работать сообща.
Обитатели
Познакомить
с Конструктор
джунглей
обитателями
LEGO WeDoживотного
мира 2 Схемы.
«Горилла» (1
Джунглей.
Закреплять
час)
полученные навыки.
Учить
заранее
обдумывать
содержание будущей
постройки, называть её
тему, давать общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
ДЕКАБРЬ
Городской
Закреплять знания о Конструктор
транспорт
городском транспорте. LEGO WeDoПодъемный кран (1 Развивать
2 Схемы.
час)
наблюдательность,
внимание,
память,
учить строить кран.
Грузовик для
Уметь
сравнивать Конструктор
перевозки отходов предметы по одному LEGO WeDoили
нескольким 2 Схемы.
(1 час)
признакам, понимать
элементарные
причинноследственные
связи
(взлет), знание труда
людей
разных
профессий.
Мусоровоз (1 час) Уметь
сравнивать Конструктор
предметы по одному LEGO WeDoили
нескольким 2 Схемы.
признакам, понимать
элементарные
причинноследственные
связи,
знание труда людей
разных профессий
Вилочный
Закреплять
Конструктор
подъемник,
полученные навыки.
LEGO WeDoснегоочиститель (2 Учить заранее
2 Схемы.
часа)
обдумывать

Сравнивает предметы
по
одному
или
нескольким признакам,
понимает
элементарные
причинноследственные
связи,
знает названия разных
профессий.

33

содержание будущей
постройки, называть её
тему, давать общее
описание. Развивать
творческую
инициативу и
самостоятельность
ЯНВАРЬ
18 ПодметальноУчить
определять Конструктор
уборочная машина состав
деталей LEGO WeDo(1 час)
конструктора,
2 Схемы.
особенности их формы,
размера
и
расположения.
Развивать творческую
инициативу
и
самостоятельность.
19 Устройство
Учить
строить Конструктор
20 освещения, мост
сложную постройку из LEGO WeDoконструктора,
2 Схемы.
(2 часа)
применять
понятие
пространственного
ориентирования (сзади,
спереди, сбоку и т.д.)
ФЕВРАЛЬ
21 Мир древних
Познакомить с миром Конструктор
животных
животных древности и LEGO WeDoДинозавр
настоящего времени. 2 Схемы.
(1час)
Расширить
представление детей о
динозаврах. Развивать
речь,
мышление,
воображение.
Закреплять
навыки
программирования.
22 Лягушка (1 час)
Познакомить с жизнью Конструктор
и обитателями болот. LEGO WeDoРасширить
2 Схемы.
представление детей о
земноводных.
Развивать
речь,
мышление,
воображение.
Закреплять
навыки
программирования.
23 Рыба (1 час)
Познакомить с жизнью Конструктор
и обитателями рек. LEGO WeDoРасширить
2 Схемы.
представление детей о
рыбах. Развивать речь,
мышление,

Знает состав деталей
конструктора,
применяет
понятие
пространственного
ориентирования.

Знаком с панелью
инструментов,
функциональными
командами, с
составлением
программ в режиме
конструирования
(блок процессора,
устройство
считывания карт,
приемник
дистанционного
управления
и т.п.)

34

24 Змея, гусеница
(1час)

25 У всех есть мама.
Цветы для мамы
(1 час)

26 Жилища народов
России
Сказочно красивый
дом (1 час)

27

Изучаем горный
ландшафт
Средства
передвижения (1
час)

28 Путешествие в
джунгли
Квадратик
(1 час)

воображение.
Закреплять
навыки
программирования.
Познакомить с жизнь.
И обитателями лесов.
Расширить
представление детей о
змеях и гусеницах.
Развивать
речь,
мышление,
воображение.
Закреплять
навыки
программирования.
МАРТ
Познакомить детей с
праздником 8 Марта,
расширить
представления о
весенних первоцветах.
Учить строить
простейшие модели с
конструктором с
использованием
технологических карт.
Развивать
воображение, речь,
память, творческие
способности.
Познакомить детей с
архитектурой зданий.
Учить
строить
простейшие
модели
дома. по схеме. Учить
закладывать
программу
определения
цвета
белого или черного.
Расширить
знания
детей о транспортных
средствах.
Учить
строить мотоцикл по
схеме.
Развивать
воображение,
речь,
память,
творческие
способности.
Обыгрывать постройки
в сюжетной игре.
Расширить
знания
детей о транспортных
средствах.
Учить
строить мотоцикл по

Конструктор
LEGO WeDo2 Схемы.

Конструкторы Продолжать
LEGO Classic, знакомство с панелью
WeDo-2
инструментов,
функциональными
командами, с
составлением
программ в режиме
конструирования
(блок процессора,
устройство
считывания карт,
приемник
дистанционного
управления
Конструкторы и т.п.)
LEGO Classic,
WeDo-2

Конструкторы
LEGO Classic,
WeDo-2

Конструкторы
LEGO Classic,
WeDo-2
35

схеме.
Развивать
воображение,
речь,
память,
творческие
способности.
Обыгрывать постройки
в сюжетной игре.
АПРЕЛЬ
29 Правила
для Знакомство с блоками
машин,
лампочек, сигнального
устанавливает
устройства. Игра на
робот светофор
закрепление
материала, используя
(1 час)
мигающий
свет
и
звуковой сигнал.
30 Небесное
Учить задавать
31 пространство.
программу двигателя
Космический
постоянного тока для
корабль,
управления движением
«Робот - самолет» робота.
(2 занятия)
32 Конструирование
Закреплять
по замыслу
полученные навыки.
(1 час)
Учить
заранее,
обдумывать
содержание будущей
постройки, называть её
тему, давать общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность
МАЙ
33 Подготовка
к Учить выяснять
фестивалю «Юный разницу между тем,
техник»
когда сенсор контакта
нажат, а когда нет.
(1 час)
Учить строить по
схеме. Развивать
наблюдательность.
34 Подготовка
к Познакомить ребенка с
фестивалю «Юный миром насекомых.
техник»
Продолжать учить
строить по схеме,
(1 час)
уметь определять
«слышит» ли робот
звук аплодисментов.
35 Подготовка
к Закреплять умение
фестивалю «Юный пользоваться пультом
техник»
управления, строить по
схемам. Развивать
(1 час)
память, внимание.

Конструкторы Имеет элементарные
LEGO Classic, представления
о
WeDo-2
блоках
лампочек,
сигнальных
устройствах.
Проявляет
творческую
и
Конструкторы инициативу
LEGO Classic, самостоятельность.
WeDo-2

Конструкторы
LEGO Classic,
WeDo-2

Конструкторы Умеет определять
LEGO Classic, разницу между тем,
WeDo-2
когда сенсор контакта
нажат, а когда нет.
Умеет пользоваться
пультом управления,
строить по схемам.
Конструкторы Проявляет
LEGO Classic, творческую
инициативу и
WeDo-2
самостоятельность

Конструкторы
LEGO Classic,
WeDo-2

36

36 Конструирование
по замыслу
(на выставку по
итогам обучения)
(1 час)

Закреплять
полученные навыки.
Учить заранее
обдумывать
содержание будущей
модели, называть её
тему, давать общее
описание. Развивать
творческую
инициативу и
самостоятельность

Конструкторы
LEGO Classic,
WeDo-2

37

РАЗДЕЛ III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Методическое обеспечение программы
Основу программы составляют методические пособия:
1. Фешина Е.В. Лего- конструирование в детском саду. - Санкт –Петербург.: ТЦ
Сфера, 2016
2. Корякин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo) Сборник .
методических рекомендаций и практикумов. – М.: ДМК Пресс, 2016
3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС: пособие для педагогов/.-Всерос.уч.метод.центробразоват.робототехники.-М.:Изд.-полиграф.центр «Маска».- 2013.
Игры и пособия, необходимые для реализации программы.
1. Наличие необходимых условий для занятий: помещение со свободным
пространством, где можно заниматься 4-8 участникам, наглядности.
2. Лего-уголки в группах.
3. Технические карты
4. Конструктор LEGO Classic -10 штук
5. Конструктор LEGO WeDo-2 штуки

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Аппаратные средства.
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации;
основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся
мультимедиа-возможности-1 шт.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру - 1 шт.
Экран -1 шт.
Доска магнитно-маркерная -1шт.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге- 1шт.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки- 2 шт.
Столы 5 штук, стулья 10 штук (по росту и количеству);
Стеллаж для размещения конструкторов (1 шт.)

38

Список литературы
для детей
1.
2.
3.
4.
5.

Видео: Лего-сказка «Теремок»
Видео: мультфильм про Лего-машинки
Стихотворения про Лего
Таблица: игры для занятий по Лего-методике
Фотогалерея: примеры Лего-игр
для родителей

1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO. – Москва.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью LEGO. – Москва.: ВЛАДОС, 2003
3. Филлипов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.: Наука, 2013
для педагогов
1.
Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгоград.: Учитель, 2014
2.
Коновалова Н.Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста. –Волгоград.: Учитель, 2012
3.
Корякин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo) Сборник методических
рекомендаций и практикумов. – Москва.: ДМК Пресс, 2016
4.
Корякин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo) Рабочая тетрадь. –
Москва.: ДМК Пресс, 2016
5.
LEGO книга идей, новая жизнь старых деталей.М.: The LEGO Group, 2013
6.
Потапова Т.Г. Основы образовательной робототехники Образовательная
робототехника дайджест актуальных материалов, Екатеринбург.: БИЦ, 2015
7.
Парамонова Л.А. Теория и методика конструирования в детском саду, Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
8.
ПервоРобот LEGO WeDo, книга для учителя. – М.:Lego, 2009
9.
Сапожникова О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников. Санкт –Петербург.:
ТЦ Сфера, 2017
10.
Кузнецова Р.В. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в
рамках реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа»,
Методическое пособие для обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование и воспитателей дошкольных образовательных организаций. - Ирбитский
гуманитарный колледж, 2016
11.
Трофимова О.А., Толстикова О.В Развитие речи детей дошкольного возраста
посредством современных конструкторов. –Екатеринбург.: 2017
12.
Фешина Е.В. Лего- конструирование в детском саду. - Санкт –Петербург.: ТЦ
Сфера, 2016
13.
Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально
коммуникативной сфер средствами песочной терапии. Волгоград: -Учитель, 2017
14.
ИРО- ЭКСПРЕСС Инженерное образование от школы к производству №1, 2016 год.
-Екатеринбург: Институт развития образования – 2017
15.
ИРО- ЭКСПРЕСС Инженерное образование от школы к производству №2, 2017год.
-Екатеринбург: Институт развития образования – 2017
16.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
17.
Федеральный закон о дополнительном образовании
18.
Концепция дополнительного образования утверждена Правительством Российской
Федерации от 04.09.2017 № 1726-р
39

19.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»
20.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».