муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Теремок» . Учебный план по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы МАДОУ №36 «Теремок» 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативные основания составления учебного плана Учебный план реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы МАДОУ №36 «Теремок» (далее - ДОУ) на 2022 – 2023 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; - Письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; -Уставом МАДОУ «Теремок». 2. Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: · принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; · принцип научной обоснованности и практической применимости; · принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; · принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; · решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; · построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. 3. Программно-целевые основания (УМК АООП ДО): Учебный план разработан с учётом: - Настоящая Программа носит коррекционно-развивающий характер и представляет собой целостную, систематизированную, четко структурированную модель коррекционноразвивающей работы в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения для детей с ОВЗ основана на Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи авторов Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В., Мироновой С. А., Лагутиной А. В.; - Инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М.А., Н.В. Дорофеевой. Коллектив дошкольного образовательного учреждения использует учебнометодический комплект к этой комплексной программе. Учебно-методический комплект и программа включены в антологию программ реестра ФИРО; - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики разработаны с учетом инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузкой на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16, с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2. Учебный план ДОУ соответствует Уставу МАДОУ, реализуемому учебнометодическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 12 часовое пребывание воспитанников. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования в группе детей раннего возраста составляет не менее 80 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 20%. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования (далее – АООП ДО) в группах для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования в группе для детей дошкольного возраста компенсирующей направленности составляет не менее 80 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 20%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности (предложенных авторами комплексной программы «От рождения до школы»). В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач в части формируемой участниками образовательных отношений. Каждой образовательной области соответствует определенный вид образовательной деятельности: Физическое развитие Развитие детей в двигательной деятельности Культура здоровья Физическая культура Сохранение и укрепление здоровья детей Социально-коммуникативное Познание Игра Общение Элементарный труд Основы безопасности Познавательное развитие Познание окружающего мира Конструирование Сенсорное развитие. Развитие математических представлений Чтение художественной литературы Ознакомление с природным окружением Речевое развитие Речь – средство общения и культуры Развитие связной, грамматически правильной речи Активизация словаря Речевое творчество Книжная культура Культура речи (звуковая, интонационная) Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Конструктивно-модельная деятельность Искусство Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое", "Художественно-эстетическое развитие" отражено в расписании НОД. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возраста детей. Количество и продолжительность НОД организуются в соответствие с инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузкой на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16, с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2, учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников групп: Продолжительность непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности: - для детей от 5 до 6 лет – от 20 до 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в старшей группе не превышает 75 минут; - в подготовительной группе не превышает 90 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня, в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда) В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. План непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (подготовительная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи) Образовательная область Виды деятельности детей Количество часов в неделю (минуты/кол-во периодов) 7-й год жизни Обязательная часть образовательной программы Социальнокоммуникативное развитие Игровая деятельность 25 мин. (1) Речевое развитие Коммуникативная деятельность 100 мин. (4) Физическое развитие Двигательная деятельность 75 мин. (3) Познавательное развитие Познавательноисследовательская деятельность 50 мин. (2) Художественноэстетическая деятельность Изобразительная деятельность 25 мин. (1) Итого в обязательной части 275 мин (11) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речевое развитие Коммуникативная, музыкальная деятельность 25 мин. (1) Познавательное развитие Конструирование 25 мин. (1) Художественноэстетическая деятельность Музыкальная деятельность 50 мин. (2) Итого в части, формируемой участниками образовательного процесса Максимальный объем образовательной нагрузки в непосредственно образовательной деятельности детей 100 мин. (4) 375 мин (15) Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.