Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Технология представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игр Воскобовича. Технология решает следующие задачи. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуальнотворческому развитию детей в игре. По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы: Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям. Здесь в основном собраны игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения геометрических фигур, пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо – крестики», «Чудо – соты»), освоение целого и части («Чудо – цветик», «Геоконт», «прозрачный квадрат»). Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру. Сюда можно отнести такие игры, как «Конструктор букв», «Теремки Воскобовича», «Снеговик», «Ромашка» и др. Игры, направленные на логико – математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Развивающие игры В.В. Воскобовича имеют ряд особенностей. 1. Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. 2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. 3. Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана. 4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»1. К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, «Волшебная восьмерка» - это арена Цифроцирка. «Чудо – соты» - это Чудо- острова, Пчелка Жужжа и её друзья, «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, Малыш Гео, Ворон Метр и Паук Юкк. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные приключения, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания. Сказка, сопровождающая все игры Воскобовича, создающая игровую ситуацию представляет собой модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юкка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты «Чудо – Цветика»2. Сказки решают следующие задачи: 1. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами. 2. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти. 3. Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую деятельность. 4. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности. 5. Развивать гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях. Содержание сказок способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы и их свойства, определять сходство и различие, видеть различные образы в знакомых предметах. Дети активно сравнивают различные изображения по составляющим их частям, анализируют фигуры по форме и другим признакам и выбирают необходимые. Преодоление ребенком препятствий от лица персонажа в игровом сюжете и получение результата на фоне чувства радости и удовлетворения способствует развитию волевой регуляции. Ребенок, целенаправленно манипулируя различными предметами всегда получает результат от действий с ними (собранную фигуру, построенную башню и т.п.) В процессе освоения математического содержания происходит обогащение приобретенного сенсорного опыта за счет применения в практической деятельности системы Харько Т.Г., ВОскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей 3-7 лет. С-Пб., 2007. 2 Харько Т.Г. Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». СПб., Детство-Пресс 2013. 1 сенсорных эталонов. Происходит постижение геометрических форм и пространственных отношений. Методика «Сказки Фиолетового леса» разработана с учетом принципа интеграции, обозначенного в ФГОС ДО и направлена на освоение детьми задач всех образовательных областей. Совместную игровую деятельность можно проводить в удобное для педагога время: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных развивающих ситуаций на игровой основе –или в вечерний отрезок времени – как совместную игровую деятельность детей и взрослых. Методика «Сказки Фиолетового леса» не копирует методические разработки, изложенные в инструкциях к развивающим играм Воскобовича, а предлагают максимально возможное и эффективное использование этих игр в жизнедеятельности детей в детском саду. Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста, в основном на геометрическом материале, являются основными задачами технологии «Сказочные лабиринты игры» и дополняющей её методики «Сказки Фиолетового леса», поэтому подходят для реализации с любой примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Целью данной технологии является интеллектуально – творческое развитие дошкольников. Однако, в процессе реализации игровой технологии, педагоги – практики диагностировали положительную динамику в развитии не только творческих и интеллектуальных способностей, но и развития психических процессов, особенно мышления. Анализируя современную ситуацию развития, внедрение стандарта дошкольного образования, обновление содержания образования, приходим к выводу, что технология, созданная Воскобовичем В.В. и Харько Т.Г. в 1998 году соответствует современным требованиям к содержанию образования, а также формам работы с детьми дошкольного возраста.