Описание практики В.Воскобовича

Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет
«Сказочные лабиринты игры» это модель развивающего обучения детей дошкольного
возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного
материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет
поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному
развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего
развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат.
Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на
использование различных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного
и словесно-логического.
Технология представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через
реализацию определенного сюжета с использованием игр Воскобовича.
Технология решает следующие задачи.
Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать
новое.
Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам
окружающей действительности.
Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально
мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и
логического начал.
Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических),
речевых умений.
Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуальнотворческому развитию детей в игре.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича
можно условно разделить на три группы:
Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр
детей и дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства
создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям. Здесь
в основном собраны игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения
геометрических фигур, пространственных отношений происходит развитие мыслительных
операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича»,
«Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо – крестики», «Чудо – соты»), освоение
целого и части («Чудо – цветик», «Геоконт», «прозрачный квадрат»).
Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает
логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова,
занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению
превращается в занимательную игру. Сюда можно отнести такие игры, как «Конструктор
букв», «Теремки Воскобовича», «Снеговик», «Ромашка» и др.
Игры, направленные на логико – математическое развитие. Целью этих игр
является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование
цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
Развивающие игры В.В. Воскобовича имеют ряд особенностей.
1. Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут
заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно
потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система
постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игр можно
решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает
цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в

пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление,
внимание, память, воображение.
3. Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано
большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на
решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией
игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность
придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание
вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного
периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»1.
К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в
виде сказок Фиолетового Леса. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное
пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например,
«Волшебная восьмерка» - это арена Цифроцирка. «Чудо – соты» - это Чудо- острова, Пчелка
Жужжа и её друзья, «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, Малыш Гео, Ворон
Метр и Паук Юкк. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий,
«проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с
героем совсем не сказочные приключения, добивается успеха. Одновременно он
знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи,
выполняет творческие задания.
Сказка, сопровождающая все игры Воскобовича, создающая игровую ситуацию
представляет собой модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с
квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и
разноцветными паутинками Паука Юкка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с
Малышом Гео секреты «Чудо – Цветика»2.
Сказки решают следующие задачи:
1. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства,
отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.
2. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения
и памяти.
3. Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через
практическую деятельность.
4. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления
к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
5. Развивать гибкость мышления, способность придумывать необычные решения,
видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
Содержание сказок способствует становлению процессов внимания, памяти, умений
анализировать, сравнивать предметы и их свойства, определять сходство и различие, видеть
различные образы в знакомых предметах. Дети активно сравнивают различные изображения
по составляющим их частям, анализируют фигуры по форме и другим признакам и выбирают
необходимые. Преодоление ребенком препятствий от лица персонажа в игровом сюжете и
получение результата на фоне чувства радости и удовлетворения способствует развитию
волевой регуляции.
Ребенок, целенаправленно манипулируя различными предметами всегда получает
результат от действий с ними (собранную фигуру, построенную башню и т.п.)
В процессе освоения математического содержания происходит обогащение
приобретенного сенсорного опыта за счет применения в практической деятельности системы

Харько Т.Г., ВОскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей 3-7 лет. С-Пб., 2007.
2
Харько Т.Г. Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». СПб., Детство-Пресс 2013.
1

сенсорных эталонов. Происходит постижение геометрических форм и пространственных
отношений.
Методика «Сказки Фиолетового леса» разработана с учетом принципа интеграции,
обозначенного в ФГОС ДО и направлена на освоение детьми задач всех образовательных
областей. Совместную игровую деятельность можно проводить в удобное для педагога
время: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных развивающих ситуаций
на игровой основе –или в вечерний отрезок времени – как совместную игровую деятельность
детей и взрослых.
Методика «Сказки Фиолетового леса» не копирует методические разработки,
изложенные в инструкциях к развивающим играм Воскобовича, а предлагают максимально
возможное и эффективное использование этих игр в жизнедеятельности детей в детском саду.
Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения,
мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста, в основном на
геометрическом материале, являются основными задачами технологии «Сказочные
лабиринты игры» и дополняющей её методики «Сказки Фиолетового леса», поэтому
подходят для реализации с любой примерной основной общеобразовательной программой
дошкольного образования.
Целью данной технологии является интеллектуально – творческое развитие
дошкольников. Однако, в процессе реализации игровой технологии, педагоги – практики
диагностировали положительную динамику в развитии не только творческих и
интеллектуальных способностей, но и развития психических процессов, особенно мышления.
Анализируя современную ситуацию развития, внедрение стандарта дошкольного
образования, обновление содержания образования, приходим к выводу, что технология,
созданная Воскобовичем В.В. и Харько Т.Г. в 1998 году соответствует современным
требованиям к содержанию образования, а также формам работы с детьми дошкольного
возраста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».